Юрта — традиционное жилище

Полукочевое скотоводство — основа хакасского натурального хозяйства — определяло характер и ритм жизни хакасского поселения. Главным местом проживания являлся зимник — «хыстаг», который обычно находился на берегу реки, где имелись покосы, пашня, вода и лес. На зимнике жили с октября и до мая. Неподалеку от зимника находилось родовое кладбище. Основным видом хакасских поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Аалы обычно назывались по фамилии или имени, реже — по роду (сеоку) обитателей или географическому признаку. Проживали в основном в юртах (иб). Общая жилая территория была огорожено от скота, за изгородью строились крытые скотные дворы, амбары и бани. В июне, по свежей степи часть мужчин и большая часть скота перекочевывали на летник, расположенный ближе к горам и лесам, где было много талой воды и сочная трава. Расстояние от зимника до летника было небольшим, 15 — 50 километров. На летнике пастухи жили в легких шалашах крытых корой, и помимо ухода за скотом заготавливали таежные дикоросы и дрова на предстоящую зиму. Зимовал скот в степи около аала, добывая себе корм из под снега. В Хакасии это возможно благодаря малоснежным зимам и постоянным ветрам. Реконструкция хакасского аала представлена в экспозиции Хакасского республиканского национального музея-заповедника.

Юрта — традиционное жилище хакасского народа; как жилище кочевых и полукочевых народов юрты известны уже более 2000 лет. Свидетелем тому является панорама древнего поселка на знаменитой Боярской Писанице. На изображениях очень хорошо заметны сложенные из бревен конструкции характерной формы. Юрта в традиционном ее понимании это легкое разборное жилище, предназначенное для проживания одной большой семьи. Главным достоинством юрты является ее мобильность — в случае необходимости юрту возможно легко собрать и перевезти на новое место. На территории Хакасии использовались три типа юрт: войлочные, берестяные, деревянные. Войлочные юрты использовались теми группами, которые в силу тех или иных причин не могли долго оставаться на постоянном месте. Стены юрты строились из тонких жердей связанных в гибкие решетки, сверху вся конструкция покрывалась войлоком. Войлок являлся достаточно дорогим материалом, поэтому в основном юрты были компактными, и только богатые люди могли позволить себе просторные жилища, крытые белым войлоком. Берестяные и крытые корой юрты также были разборными, и могли в случае необходимости быть перевезены на новое место. Берестяные и корьевые юрты строились из длинных жердей, и формой своей более походили на чум. К XIX веку большая часть Хакасов переходит на оседлый образ жизни, возникают стационарные большие поселки, в которых может насчитываться 100 и более юрт. С этого времени особой популярностью пользуются деревянные юрты.
Юрта строилась из лиственницы, которой достаточно много в хакасских предгорьях, либо из более легкой древесины сосны и кедра. Традиционная юрта имеет 6-8 углов, у бедняков зачастую были квадратные юрты, у богатых людей — до 12 углов. Стены ставились без фундамента, на землю, уложенную берестой. Пол также не настилался, а со временем верхний слой почвы утаптывался и становился твердым. Высота стен составляла 1 — 1,5 метра, далее шла коническая крыша, в центре которой находилось световое отверстие тюнюк, оно же дымыход. Крышу крыли корой, реже досками. В центре юрты расположен очаг, который практически никогда не потухал. Низкая дверь юрты всегда была обращена на восток. Считалось, что выходя утром из юрты, хозяева кланялись восходящему солнцу, а заходя в юрту кланялись очагу. От входа юрта делилась на две половины — левая мужская, с атрибутам для охоты и сельского хозяйства, правая половина — женская, с посудой и продуктами питания. За очагом находилась супружеская постель, перед ней — низкий столик за которым ели. Многочисленные дети спали прямо на полу, вокруг очага, подстилая шкуры.

Семейные традиции

Согласно сложившимся традициям, у хакасов почиталась многодетная семья. Как гласила одна из пословиц: «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Создание семьи, во многом сохранившей свои социальные устои и культурные ценности от предыдущих эпох, являлось главным событием в жизни хакасов. Согласно обычаям, браки между представителями одного сеока не допускались. Члены одного сеока считались между собой братьями. Нарушение указанных родовых норм грозило изгнанием или даже смертью. Патриархальный быт устанавливал господство отца в своем семействе. Его приказания выполнялось беспрекословно. Женатые сыновья до выделения из хозяйства жили в одной усадьбе. Отец обязан был поставить им отдельные юрты на север от своей. По хакасскому обычаю, каждая семья должна иметь свое жилище. Юрта отца называлась «улуг иб» — большой дом, а жилище женатых сыновей — «Кичиг иб» — малый дом. Причем, огонь в очаге последних разводили из углей, взятых из «большого дома». До тех пор, пока старший брат не женится, младшему не разрешалось заводить семью.

2018-10-30T10:22:35+00:00 Октябрь 30th, 2018|Традиции|0 Comments

Leave A Comment