Национальный костюм

Народный костюм хакасов представляет единый этнокультурный комплекс. Несмотря на постоянное влияние монгольской и русской культур, хакасский костюм отличается от одежды соседних этносов Южной Сибири (исключая некоторые общие элементы) и отличается национальным своеобразием. Среди социально-классовых групп одежда отличалась не покроем, а качеством материала. Основная дифференциация мужских и женских нарядов отразилась в головных уборах, вышивке и украшениях. В хакасских узорах преобладают сочетания стилизованных трёхлистников и роговидный орнамент а также натуральные стебельчатые цветки. В качестве украшений использовались кораллы, раковины каури, серебро.

Одежда для повседневной носки шилась как из местных тканей (холст, полотно, сукно и др.), так и из хлопчатобумажных фабричного производства. Праздничная одежда шилась из шёлковых тканей (камка, атлас, китайка, парча и др.). Указанные товары привозились в Хакасию купцами из Китая, Средней Азии и России. Ещё во времена Кыргызского государства местные женщины одевались в шерстяные ткани, а богатые надевают еще шелк и парчу. Ткани с крупными рисунками считались мужскими, а с мелкими — женскими. Предпочтительными для костюма служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Хакасы не любили жёлтый цвет, ибо он ассоциировался с болезнью малярии и желтухи.

Основным видом нательного белья служили у мужчин рубахи Ир когенек, а у женщин платья Ипчи когенек.  Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничные — из шелка.  Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, разница только в длине подола. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов и совсем уж пожилых женщин). Русские платья (килгейек когенек) из-за узкого покроя хакаски не любили носить. Ими совершенно не было воспринято ношение юбок. Однако под влиянием соседних крестьян в XIX в. среди коренного населения Хакасии стало распространяться нижнее бельё «урбаха» в виде майки из льняного полотна или ситца.

Баи носили мужские халаты  — Чимче.  Повседневные Чимче шились из сукна, а праздничные — из плиса или шелка. Мужской халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался шерстяным кушаком — хур, два конца которого, согласно традиции, завязывались и спускались спереди. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно одевали длинную безрукавку Сигедек.  Сигедек шили распашным, с прямым разрезом. Каркас сигедека делали из четырёх слоев ткани, склеенных клейстером, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму. Проймы, ворот и полы украшались радужной каймой. Хакасскому сигедеку близки женские безрукавки западных бурят, алтайцев (чегедек) и калмыков (цэгдек). По всей видимости, эта форма одежды ойратского происхождения.

Зимой хакасы носили овчинные шубы тон. Шуба зачастую являлась единственной и самой важной одеждой человека, с ней связывалось множество различных поверий и обычаев. Вероятно, в более ранние времена шуба являлась универсальной одеждой для всех времён года. Об этом свидетельствуют не только общетюркский термин «тон» (тонанарга — одеваться), но и этнографические факты. Например, многие бедняки ходили в шубах летом. Причём, в жару руки вынимали из рукавов, и шуба держалась на кушаке.

Обязательным украшением для свадебного наряда был нагрудник «пого» . Раннее его значение — сильнейший оберег, щит, отвлекающий внимание от женской груди, защищающий от злых духов. Основу делали из куска дублёной кожи в виде полумесяца с закругленными рожками и обтягивали бархатом. На лицевой стороне пришивали перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполняли кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, трёхлистников и других древних узоров, а также нашивали раковины каури. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силберге с мелкими серебряными монетками на концах. Согласно хакасскому правилу, «пого» готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Пого относится к одному из дорогостоящих украшений, дороже богатой шубы. Нагрудник пого дошёл до нас из глубины веков. На некоторых каменных изваяниях, как например, Улуг Хуртуях тас, относящихся к окуневской культуре (II тыс.до н.э.) заметно подобное украшение. В настоящее время пого, как нагрудное украшение, получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник.

2018-10-30T15:47:43+00:00 Май 21st, 2018|О Хакасии|0 Comments

Leave A Comment