Легенды о Хакасии

  1. Стела Ах тас (расположена в музее-заповеднике Казановка)

Давным-давно старик (Апсах) и старуха (Иней) привели в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала – Апсах тас, Каменный старик, силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду муж, отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень. Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, и справа и слева, а в память о ссоре установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

  1. Стела Улуг Хуртуях тас

В одной хакасской деревне жила семья: муж Сартакпай, жена Хуртуях и их дети. Сартакпай построил мост через Енисей, которым воспользовались враги и вторглись на земли Хакасии. Усадил тогда Сартакпай жену свою Хуртуях и двух своих сыновей на коней. Напутствуя, просил он скакать их прочь и не оборачиваться  под страхом немедленной смерти. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Она просила богов помочь ей сохранить детей, и боги превратили ее детей в бусы. Разогналась женщина и перепрыгнула на своем коне на другой берег. Но когда Хуртуях добралась до места, она обнаружила, что нитка порвалась, и все бусины потерялись. Взмолилась тогда  Хуртуях  о справедливости, закричала. А так как в степи кричать нельзя, она запела. И обратили боги ее в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия.

  1. Хребет Читы-Хыс

  буквально: «семь девушек» в Аскизском районе.  Давным-давно жило семь сестер, семь дев-богатырш. Они были удачливыми охотницами и воительницами. И однажды загордились от своих успехов: на охоте стали убивать больше зверя, чем могли унести, демонстрируя свою ловкость. Перестали приносить жертву хозяину места. И горный дух решил их наказать. Пришел страшный голод. Девушки тоже голодали вместе со своим народом и даже тайно договорились съесть младшую сестру. Она случайно узнала об их планах и убежала. Спасаясь от погони, кинулась она от отчаяния в воды реки, и поведала о своих горестях духу вод. Он был возмущен коварностью ее сестер и решил их наказать.. Началось большое наводнение. В последний момент сестры осознали, что были неправы и что их поведение приведет к гибели людей. Они встали на пути у прибывающих вод, взявшись за руки. А когда вода ушла, люди увидели, что это не гора, а плечо одной из девушек. Преграждая путь волнам, сестры от напряжения окаменели, образовав горный хребет.

  1. Озеро Шира

В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят, и уже после того, как от Боруса вода отхлынула после потопа, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Когда забывали обычаи да обещания — беды случались. Да духи некоторые вздорные, угодить им трудно. И сыпались понапрасно беды на людей: то смерч, то пал огневой, то наводнение.  В те времена в Ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас, песни пел, детей рожал…  И жила в роду девушка ШИРА, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпахи пела. Многие на нее засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно ее протопчет. Так и здесь. Нашелся Силиг-оол (красивый парень), заворожил смелой повадкой, вскружил голову словами заветными. И все у них ладно было, к свадьбе готовились, родственники калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились.  Попалась красавица Шира, на глаза злому духу, решил он ее себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного. Парень Силиг оол решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, не каждому удается силу темную одолеть. Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня и погиб.  А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, горько зарыдала-запричитала. Схватил дух беззащитную девушку и к себе потащил.   Взмолила тогда Шира  к Матери-Солнцу о смерти скорой, и Солнце услышало ее. И там, где парень под копыта пал — горы поднялись. А девушка пред ним озером стала, горько-соленым. Вместе они теперь, один подле другого, веки вечные. Если смотреть с курорта Шира на горы на противоположном берегу, то можно увидеть очертания лица парня.

  1. Легенда о городе Абакан

Давным-давно на земле Хакасской появился медведь-великан (Аба). Он обитал вблизи одного из аулов: уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Богатырь ранил медведя, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой.  Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» — медведь, «хан» («канн») — кровь, т. е. «медвежья кровь».

  1. Белый и Черный Июс

Миф о Белом Июсе и Черном Июсе.    Давным-давно там, где сливались Белый и Черный Июс, сто восьмидесятилетний глава кызыльского народа по имени Хызылах вместе со стариком  Хурулдаем стояли на горе и смотрели вниз — Ну, старик Хурулдай, как назвать эти реки?  Хурулдай в ответ:  — Давай зачерпнем из той и другой реки воды и вскипятим отдельно в двух котлах. Тогда и назовем.  Они развели костер и поставили на них два котла с водой взятой из каждой реки. Когда вода в них начала закипать, они увидели, что в  первом котле белая накипь появилась, а в другом – черная накипь выступила. Хурулдай говорит:- Ну вот, Хызылах, видишь, в первом котле белый жир (юс) в другом – жир черный. Так пусть эти реки называются так: одна – Белый Июс, другая – Черный Июс. Тогда Хызылах диву давался мудрости старика: — Да, Хурулдай, ты и впрямь мудрый человек. С тех пор эти реки называются Белый Июс и Черный Июс.

2018-11-06T12:40:50+00:00 Ноябрь 6th, 2018|Этнография|0 Comments

Leave A Comment