Петроглифы (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе . Петроглифы являются важной частью историко-культурного наследия Хакасии, ценнейшим источником, который позволяет составить представление о путях развития деятельности и мировоззрения древнего человека.  Благодаря уникальному сочетанию природных и климатических условий, история цивилизаций на территории Хакасии и южной Сибири насчитывает уже более 5000 лет. Все эти исторические эпохи, от неолита и до начала ХХ века отмечены в сюжетах наскальных рисунков. Петроглифы в Хакасии можно встретить на скальных выступах невысоких гор (писаницы), на плитах песчаника в оградах многочисленных курганов, или на отдельно стоящих в степи менгирах.

Изучение петроглифов бассейна среднего Енисея началось с первых экспедиций европейских ученых в XVIII веке, а пик его пришелся на конец XIX – начало XX века. Самый полный каталог древних наскальных изображений  (около 85% известных сейчас петроглифов) был собран ученым А.В.Андриановым . Затем последовало снижение интенсивности, и вновь изучение енисейских петроглифов возобновилось с начала 60-х годов ХХ века, при создании Красноярского водохранилища и затоплении береговых скал. Ученые и энтузиасты того времени – М.А. Дэвлет, Н.В. Леонтьев, В.Ф. Капелько, Л.Р. Кызласов, Д.Г. Савинов, Э.А. Севостьянова, Я.А Шер – опубликовали немало монографий, посвященных датировке и стилистике петроглифов. Всего на территории Хакасии сейчас известно более ста тысяч наскальных рисунков, сконцентрированных примерно в 800 местах. Изучение петроглифов Хакасии ведется уже более двухсот лет, и до сих пор остается много спорных вопросов.

Петроглифы Хакасии тесно связаны с ее историей.  Они имеют множество стилей и узнаваемых образов, по которым ученым  удается проводить их датировку и классификацию. Древнейшие наскальные рисунки возрастом более 6000 лет – это сцены охоты на диких животных. С появлением скотоводства смещается и вектор изображений – большая часть петроглифов это крупный скот, основа благосостояния человека. Понимание космоса и развитие религиозного сознания отмечено созданием изображений солярных знаков, божественных личин и мифических животных. Особый расцвет этого стиля приходится на Окуневскую культуру (II – III тыс. до н.э.), размах которой впечатляет – в ней изобразительное искусство неотделимо от монументальной скульптуры. Немного позднее, в карасукскую культуру (XIII – VIII вв до н.э. появляются изображения животных, запряженных в повозки. Ко времени расцвета Тагарской культуры (VII – III вв до н.э.) выделяется отдельный пласт изображений человека в различных ситуациях – люди осознали свое место в природе. И наконец, в Таштыкскую эпоху (I-V вв н.э.) появляются детализованные изображения многоплановых сцен в движении. Период Кыргызского каганата (IX – XIII вв) отмечен появлением Орхоно-Енисейской рунической письменности, и многие события в жизни народов обозначаются текстами, также нанесенными на камень. К этому же времени относятся многочисленные изящные рисунки, выполненные  в технике прорисовки – острым железным предметом. Петроглифы позднего средневековья (XV – XVIII вв )  и этнографического времени (XIX – XX вв) частично носят подражательный характер.

Изучение наскальных изображений –  важный инструмент, помогающий проникнуть в духовный мир наших предков, восстановить их быт и обряды. В искусстве современных хакасских художников и дизайнеров ясно прослеживаются этнические мотивы, подчеркивающие глубину понимания древнейших истин и уважение к великому прошлому Хакасии.