Для большинства людей древние языческие верования остаются где-то на территории сказок, эпосов и местных легенд. Сложно представить, что они всё ещё могут быть неотъемлемой частью повседневной жизни и лежать в основе мировоззрения современного человека. Тем не менее в некоторых регионах России традиционные верования до сих пор живы и глубоко интегрированы в быт и мышление. Хакасия, расположенная на юге Енисейской Сибири, один из таких регионов.
По всей территории вдоль Енисея сохранился шаманизм. В Тыве он является чуть ли не официальной религией, без согласования с шаманом не принимается ни одно решение. На севере, в районе Таймыра, вам сначала ответят: «У нас шаманов больше нет». А потом тихо добавят: «Вы же понимаете, мы открыто не говорим об этом».
У людей плотно засело в памяти советское время, когда власть была нацелена искоренить всю непартийную ересь, да и христианское негативное отношение к традиционным верованиям тоже сыграло свою роль. Хакасы находятся где-то посередине: шаманы не афишируют свою деятельность, но и не скрывают её, а люди продолжают сохранять исконную веру как одну из базовых основ обычной жизни. Местные, причём и этнические хакасы, и русские, которые долго прожили на этой территории, во многом продолжают следовать обычаям, чтят места силы и обращаются к духам за поддержкой.
Жизнь в окружении духов
Мир хакасов, как и всех, кто живёт в системе шаманских верований, делится на три уровня. Верхний мир, где обитают божественные сущности, средний мир -- место для людей и духов, привязанных к ним и к земле, и нижний мир, где обитают темные сущности. Это всё очень приблизительная схема, каждый из миров для местных является частью отлаженной системы взаимодействия с окружающей действительностью и движения собственной души в пространстве и времени.