Праздники

Тун пайрам! Тун пайрам!
На коне вновь едет к нам
Через горы и долины,
И просторные равнины

Зазвучал среди Саян
Звонкой песнею чатхан.
Пей айран да не скучай,
Праздник с радостью встречай!

В. Данилюк

Основные народные хакасские праздники привязаны к ключевым датам солнечного календаря - дням солнцестояния и дням равноденствия

Хакасский календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. С древности, для измерения года и назначения главных событий и праздников используются солнечные циклы, а для повседневных действий - лунные. Например, по лунному календарю определялось время посева, время стрижки скота, время определенных обрядов. На новолуние свершались самые важные дела, глава рода или шаман желал всему сеоку "пусть весь народ будет здоров, пусть весь скот крепким будет!" Месяц меняет свой облик каждые 7 дней, от новолуния считали неделю. Понедельник - пазыт (тяжелый день, нельзя метить скот), Вторник - тоой кюн (похожий день), Среда - саарсых кюн (непарный день, нельзя отправляться в путь), Четверг - торт хоных (четыре ночевки), пятница - пис хоных (пять ночевок), суббота - чечиме, воскресенье - позырах (день отдыха)

Главные календарные праздники также имеют в своей основе важные даты солнечного календаря. Календарный год начинался со дня весеннего равноденствия, 22 марта, который также называют Чыл Пазы - голова года.  На день летнего солнцестояния, 22 июня (Кюн Пазы - день большого Солнца) приходится главный праздник всего года - Тун Пайрам.  В день осеннего равноденствия, 22 сентября (Кус пазы - голова силы) отмечается праздник Уртун Тойы - день урожая. И наконец, в день зимнего солнцестояния, 22 декабря,  празднуют зимний праздник Ай Пазы - день большой Луны.    

ЧЫЛ ПАЗЫ

Чыл Пазы – Хакасский новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. Исторически, именно с Чыл Пазы начинался сельскохозяйственный год. В этот день духи гор, воды, земли (ээзи) возвращались с небес на землю, просыпалась природа. Духов торжественно встречали, проводился обряд Пай-Хазын – повязывания лент Чалама на священную березу с просьбой о даровании успешного года, а также обряд кормления огня От-Ине. В настоящее время хакасский новый год Чыл Пазы проводится в последнюю субботу марта на специальной площадке на территории республиканского ипподрома в г. Абакан, сопровождается ярмарочной торговлей и выступлениями творческих коллективов.

 

ТУН ПАЙРАМ

Тун Пайрам (Тун Айран) – праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю. Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его 9 раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались распри и прекращались споры. В современной Хакасии главное празднование Тун Пайрама проходит на Сагайской поляне около села Аскиз, и по датам совпадает с днем Республики Хакасия, 03 июля.  На празднике можно близко познакомиться с разными аспектами хакасской культуры, приобрести памятные сувениры, попробовать национальную пищу.

 

УРТУН ТОЙЫ

Уртун Тойы – праздник урожая, проводится в день осеннего равноденствия, 22 сентября. Воспринимается как итог сельскохозяйственного года. В этот день подводятся итоги, стада возвращаются с летника на зимник, начинается подготовка к зиме, молодые люди играют свадьбы. Осенью и мышь богата – говорят хакасы. Во время праздника благодарили Чир Ине – духа земли за урожай, а на краю поля обязательно оставляли пучок несрезанных колосьев – хыра улуз – долю духа хозяина пашни. Также проводились традиционные обряды, выступления музыкантов и спортивные состязания. Сейчас Уртун Той так же как и Чыл Пазы проводится на республиканском ипподроме и сопровождается ярмаркой.

 

АЙ ПАЗЫ

Ай Пазы  -  день большой Луны, проводится 22 декабря в день зимнего солнцестояния, в самый короткий световой день в году (на широте Хакасии длина дня всего 7,5 часов). С этого дня приходят большие холода, но день начинает помаленьку прибывать. На праздник проводится моление высшим духам с просьбой успешно пережить зиму, а с новолуния после Ай Пазы начинался самый суровый месяц Мылтых - месяц обережения от злых духов.

ХАКАССКИЙ СПОРТ

В Хакасском обществе интерес к спортивным играм и состязаниям всегда был велик. В условиях традиционного быта мужчины вели достаточно сложную жизнь полную труда, и возможность показать себя, повеселиться и посмотреть на других старались не упустить. Достаточно часто мирным пастухам и охотникам приходилось участвовать в затяжных военных конфликтах с пограничными территориями либо в локальных стычках с агрессивными соседями. Поэтому спорт имел еще и важное прикладное значение поддержания крепости духа,  физической силы и навыков сражения.

Такого понятия как “профессиональный спортсмен” не существовало, в спортивных состязаниях принимали участие почти все. Спортивные состязания всегда были приурочены либо к национальным праздникам, либо к военным сборам. Среди спортивных состязаний можно выделить четыре самых главных вида: скачки, борьба на поясах, поднятие камня, стрельба из лука Также были и интеллектуальные соревнования: шашки тобит, игра в кости хазых атызах и др.

 

Все эти спортивные состязания в Хакасии и по сей день проводятся достаточно часто, посмотреть на них и даже принять участие можно во время национальных праздников, главным из которых является Тун Пайрам

Виды народного спорта

Курес - борьба

Самым известным видом спорта всех тюркских народов саяно-алтайского региона является борьба на поясах. Куреш – на Алтае, Хуреш – в Тыве, Курес– в Хакасии. В каждом регионе есть незначительные национальные отличия. Борцы ухватывают друг друга за широкие пояса-кушаки “хур” и стремятся повалить на землю. Нельзя отпускать руки от пояса соперника, нельзя ставить подножки, удары также запрещены, весовая категория борцов может быть различной. Борцы проводят схватку до трех побед участника. Большого разнообразия приемов нет, главное в борьбе курес, ловкость, сила и выносливость. 

Чарыс – Скачки

Пожалуй самое зрелищное мероприятие из всех спортивных состязаний, и самое ценное. У каждого достойного бая имелись в табуне беговые лошади, и постоянно возникали споры чей скакун достойнее, заключались пари, делали ставки. Соревнования выясняли самого лучшего коня (в первую очередь) и самого умелого наездника. Владелец лучшего скакуна получал себе весь заклад, наездник – десятую часть.  Юноши и девушки участвовали в скачках с самого раннего детства, поскольку умение держаться на коне – один из важнейших навыков, необходимый для жизни. Соревновались как на скорость на дистанции 5-25 км, так и на умение управляться с табуном лошадей и со стадом скота.

 

Хапчан-Тас – поднятие камня

Состязание для настоящих алыпов (богатырей). Состязания проводились как во время свадебных гуляний, так и на обычных праздниках. Камень весом около 40 кг. требовалось оторвать от земли и перебросить через плечо, возможно несколько раз и как можно дальше от себя. Таким образом молодые мужчины могли показать свою силу, а бывалые – подтвердить.

Мы используем файлы cookie, а также обрабатываем и передаем данные в систему аналитики, чтобы сделать сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с этим. Подробнее о политике конфиденциальности можно прочитать здесь.