Культура
Я кровный сын твой -- здесь мое начало;
И степь под сводом солнечного дня,
та колыбель, которую качала,
ты, словно мать, баюкая меня.
Живым ковром меж снежных гор покоясь,
горишь жарками -- блестками шитья.
И Енисей, как будто синий пояс,
обвил тебя, Хакасия моя.
Я вижу древние твои курганы,
где рыж ковыль, как ржавчина копья.
Они, как зарубцованные раны,
на сердце у тебя, земля моя.
Михаил Кильчичаков, хакасский поэт
Культура Хакасии - уникальное яркое явление, сочетающее в себе гармоничное понимание сил и величия природы, уважение к обычаям предков, глубину проработки и переосмысления образов, оригинальные средства выражения. Говоря о древней культуре Хакасии, мы подразумеваем образ жизни, быт и творчество Хакасского народа, испокон веков проживающего в присаянье и степях среднего Енисея.
Каждая этническая культура испытывает влияние той природной среды, в которой ей приходится существовать, ищет способы уменьшения угроз и определенных правил существования. С одной стороны, добиться этого можно, выстроив диалог с населяющими территорию олицетворениями стихий и явлений - духами местности, и заручиться их поддержкой. С другой стороны, это организация той формы быта, которая позволяет максимально использовать возможности, которые эта среда дает. Природные условия Сибири стали основой полукочевого образа жизни хакасов, базой яркого народного творчества и системы верований.
Традиционный образ жизни хакасского народа
Полукочевое скотоводство — основа хакасского натурального хозяйства — определяло характер и ритм жизни хакасского поселения. Главным местом проживания являлся зимник — «хыстаг», который обычно находился в степной части на берегу реки, где имелись покосы, пашня, вода, родовое кладбище, обрядовые места. Зимники намеренно располагались в малоснежных лесостепных зонах, в Хакасии это возможно благодаря климатическим особенностям. Ветра выдували снега, скот мог перезимовать на прошлогодней траве без особых укрытий и без заготовки большого количества кормов. Обильные снегопады, оттепель и образования наста считались самыми опасными природными явлениями. Весна в степи наступала в марте, приносила тепло и первые праздники - Хакасский новый год Чыл Пазы, который отмечался в день весеннего равноденствия. В июне, с наступлением зноя, часть мужчин и большая часть скота перекочевывали на летник, расположенный ближе к горам и лесам, где было много талой воды, прохлада и сочная трава. Расстояние от зимника до летника было небольшим, 15 — 50 километров. На летнике пастухи жили в легких шалашах, крытых корой, и, помимо ухода за скотом, заготавливали таежные дикоросы и дрова на предстоящую зиму.
Скотоводческая культура Хакасии опиралась на важные даты солнечного календаря - дни равноденствия и дни солнцестояния. К этим датам были привязаны главные праздники и чередование этапов перекочевок. Лунный же цикл определял бытовые дела
Поселения и жилище
Основным видом хакасских поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Аалы обычно назывались по фамилии или имени, реже — по роду (сеоку) обитателей или географическому признаку. Проживали в основном в юртах (иб). Общая жилая территория была огорожена от скота, за изгородью строились крытые скотные дворы, амбары и бани. Реконструкция хакасского аала представлена в экспозиции Хакасского республиканского национального музея-заповедника около деревни Казановка.
Юрта — традиционное жилище хакасского народа; как жилище кочевых и полукочевых народов юрты известны уже более 2000 лет. Свидетелем тому является панорама древнего поселка на знаменитой Боярской Писанице. На изображениях очень хорошо заметны сложенные из бревен конструкции характерной формы. Юрта, в традиционном ее понимании, это легкое разборное жилище, предназначенное для проживания одной большой семьи. Главным достоинством юрты является ее мобильность — в случае необходимости юрту возможно легко собрать и перевезти на новое место. К XIX веку большая часть хакасов переходит на оседлый образ жизни, возникают стационарные большие поселки, в которых может насчитываться 100 и более юрт. С этого времени особой популярностью пользуются деревянные юрты. Традиционная юрта имеет 6-8 углов, у бедняков зачастую были квадратные юрты, у богатых людей — до 12 углов. Высота стен составляла 1- 1,5 метра, далее шла коническая крыша, в центре которой находилось световое отверстие тюнюк, оно же дымоход. Пол не настилался, а со временем верхний слой почвы утаптывался и становился твердым. В центре юрты расположен очаг, который практически никогда не потухал. Низкая дверь юрты всегда была обращена на восток. Считалось, что выходя утром из юрты, хозяева кланялись восходящему солнцу, а заходя в юрту, кланялись очагу. От входа юрта делилась на две половины — левая мужская, с атрибутами для охоты и сельского хозяйства, правая половина — женская, с посудой и продуктами питания. За очагом находилась супружеская постель, перед ней — низкий столик, за которым ели. Многочисленные дети спали прямо на полу, вокруг очага, подстилая шкуры.
Хакасская музыка
Музыка, пение, музыкальные инструменты часто являются самой узнаваемой частью культуры, впитавшей в себя самые яркие характеристики народного творчества, и обладающей ярчайшими ассоциациями. В Хакасии самый любимый и важный музыкальный инструмент это Чатхан, представляющий собой длинный полый ящик с 7-12 струнами. Звук чатхана очень мелодичный, легко запоминается и вызывает приятные ощущения. Игра на чатхане почти всегда сопровождается хаем — особым горловым пением, феноменом хакасского исполнительского искусства. Под аккомпанемент чатхана исполняются как длинные эпические сказания алыптых-нымахи, так и короткие тахпахи — рифмованные четверостишия, любимый жанр народного творчества. Тахпах призывает к диалогу — на каждый куплет остроумные слушатели могут дать свой ответ или вариацию.
Популярными музыкальными инструментами являются также струнный инструмент Хомыс, смычковый Ыых, духовой Хобрах и язычковый Темир-хомыс, он же варган — известный по всей Азии и Сибири. Хакасские народные инструменты нашли себя как в сольном использовании, так и в оркестровом; национальную хакасскую музыку можно услышать на многих фестивалях и конкурсах, на торжественных мероприятиях, а также на сольных выступлениях артистов и концертах, организованных центром национальной культуры имени С.П. Кадышева. Далеко за пределы Хакасии вышла слава национальных музыкальных ансамблей Улгер, Айланыс и молодого певца Руслана Ивакина, берущего вдохновение в этнической музыке.
Эпос
Героический эпос — алыптых нымах — является вершинным достижением устного поэтического творчества Хакасского народа. Хакасские героические сказания традиционно исполняются горловым пением под аккомпанемент одного-двух инструментов, перемежающегося простым повествованием. В центре сказания всегда находится героический образ богатыря алыпа, который защищает свою родную землю и народ от посягательств ханов-завоевателей и мифических чудовищ. Часто присутствует линия сюжета, посвященная сватовству и женитьбе, причем знакомству героев предшествует иная линия, повествующая о подвигах невесты-богатырши, либо о ее страданиях. В эпических произведениях часто отмечены преемственность поколений — сын героя продолжает дело отца. Самые известные хакасские эпосы — Алтын арыг, Хан мирген, Ай Хуучин, Алтын чус, а всего их известно более тридцати. Объем сказания достигает 7000 строк, а время повествования до нескольких суток. Сказителя эпоса называют Хайджи, в большинстве случаев каждое исполнение сказания связано с частичной импровизацией, и во многом зависит от таланта сказителя. Известные сказители Хакасии П. Курбижеков, С. Кадышев, М. Добров. В целом, хакасскому эпосу свойственны четкое разделение добра и зла, гиперболизация, поэтические сравнения, повторы, экспрессивность.
2021 год в республике объявлен годом Хакасского эпоса. Запланировано достаточно много мероприятий, посвященных древним и современным сказаниям. Узнать подробнее о творческих вечерах и выступлениях сказителей хайджи можно на сайте Центра национальной культуры им. С.П. Кадышева
…Я вижу: Чалджи, Алыгбаем гонимый,
Что люди простые тобою любимы.
Я вижу: ты хочешь помочь им в беде,
Да будет с тобою удача везде
И я обещаю помочь тебе в том,
Чтоб жеребенка ты вырастил скакуном,
Пешему — лошадь лихую дал,
Раздетому — кров и одежду дал…
или
…А в это время народа враг,
Страшный Хозяин горы Харатаг,
Который не сделал добра за свой век,
Который ни зверь и ни человек,
Глаза, как у жабы, косые имеет,
Над ними косы вьются, как змеи,
И дикой злобой сверкает взгляд,
А вместо ушей камни висят.
Когтистую руку опутав бичом,
Он сладко дремал на ложе своем.
(Из эпоса Чинисчи-победитель, перевод А.Чмыхало)
Литература Хакасии
Помимо крупных эпических форм, известны и популярны хакасские сказки, легенды, загадки. С появлением хакасской письменности, созданной в 1925 году на основе кириллицы, начинается этап авторского литературного творчества, достигший своего расцвета в 60-е годы ХХ века. Известные писатели Хакасии — М. Кильчичаков, Н. Доможаков, М. Чебодаев.
Основной мотив творчества хакасских авторов — вариации и переосмысление древних эпических сюжетов, художественное и философское описание национального быта, вдохновение культурой и природой Хакасии. Поистине уникальные издания авторов, изданные в Хакасии, можно найти в Хакасской национальной библиотеке.
Хакасия любит и бережет свою уникальную культуру, которая родилась и продолжает развиваться на берегах Енисея и Абакана, приобретая новые формы. Лучше всего с народным творчеством можно познакомиться на национальных праздниках, которые вы найдете в календаре событий, в музеях под открытым небом, или на выставках и показах, которые организованы при содействии Министерства Культуры Хакасии